baba_deda_ru (baba_deda_ru) wrote in babadeda,
baba_deda_ru
baba_deda_ru
babadeda

Categories:

"Если я собираюсь играть роль, я обязательно рисую свой персонаж" (к дню Рождения Василия Ливанова)

"Эхо одного тире" - новая и самая последняя книга Василия Ливанова, известного по многим ролям в кино, в том числе роли всеми любимого Шерлока Холмса. Мы присутствовали на его встрече с журналистами и подготовили небольшое, но интересное интервью.

Вы получили художественное образование, но почему же вы все-таки не стали художником?

Этот вопрос – это тема моей следующей книги, которую я хочу назвать «Найти самого себя». Это путь поиска призвания, поиска профессии в искусстве. Мне кажется, это очень важно и нужно читать молодым людям, которые ищут себя в искусстве. Там я и расскажу, почему я не стал художником. То есть я художником и остался, но это не стало моей прямой профессией. Тем не менее, то, что я закончил в свое время Московскую среднюю художественную школу, а это академическая школа, это очень много дало мне и в актерской, и режиссерской работе.

Вот к примеру, если я собираюсь играть какую-то роль, я обязательно рисую свой персонаж, я ищу сначала его внешность, характер, я ищу это на бумаге. То же самое делал и мой отец. Это очень помогает. Это путь от внешнего к внутреннему, если говорить по Станиславскому.

А вообще я задумал три книги. Вторая, как я и сказал, «Найти самого себя» о поисках своего места в искусстве. Последняя, третья, книжка будет серьезным разговором о профессиональном мастерстве.

А почему книга называется «Эхо одного тире»? Ведь это цитата.

Да, я взял ее неким эпиграфом. Это было в фильме «Доживем до понедельника». Там учитель, которого играет Тихонов, говорит, что от большинства людей остается только тире между двумя датами…

Как читатель воспримет вашу книгу? Особенно молодой читатель? В книге очень много исторических персонажей, исторических событий…

Понимаете, я хотел быть очень честным и искренним, я написал даже об этом в предисловии. Что касается исторических персонажей, то тогда и обо мне можно сказать, что я – исторический персонаж. Ведь для меня это были живые люди! И мне, мальчишке, в голову не влетало, что это какие-то исторические персонажи. Это были друзья моих родителей, они для меня не были историческими.

Есть ли такие проекты, которые вы пытались воплотить в жизнь, но так и не получилось?

Я вообще не люблю говорить о несостоявшемся. Меня когда-то спросили, как я отношусь к мечте, нужно ли мечтать… Я считаю, что мечтать нужно, но если это какая-то беспочвенная мечта, то может думаться, что ты какой-то принц арабский и тебе пора восходить на трон где-нибудь в Нидерландах. Мечта ведь нужна и полезна тогда, когда она перерождается в замысел. Это очень важно для человека, который работает в искусстве. И такие замыслы у меня, безусловно, есть. Без них невозможно существовать.

Но есть такие замыслы, которые не находят средства к своему воплощению, не совпадают со временем, обстоятельствами. Но расставаться с мечтой, которая переродилась в замысел, не надо. Надо верить, что когда-нибудь это удастся воплотить.

Вы никогда не думали написать художественную книгу или кинороман?

Я начал писать со сказок. В 1975 году я издал маленькую книжку сказок в издательстве «Советская Россия». А потом я написал сказание о скифах, такую повесть, которую можно считать даже романом. И вот эта повесть из древней жизни скифов обратила на себя внимание очень многих наших известных писателей. И Валентин Петрович Катаев без знакомств со мной написал предисловие, потому что печаталось это в «Юности». Редактор направил повесть Валентину Петровичу, а он выразил желание написать предисловие. И в отзыве, который был опубликован в 79-м году, Валентин Петрович назвал меня молодым мастером, вошедшим в отечественную литературу. Я, кончено, был польщен до обморока.

Расскажите о своей первой роли.

Моя первая роль была в фильме «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова, а опретором был Сергей Урусевский. Это потрясающая пара художников, которая до этого фильма, сняла «Летят журавли». «Неотправленное письмо» был о геологах, о поиске алмазов. В нем всего было 4 персонажа. И я сразу угодил в такую актерскую компанию: Татьяна Смойлова, Иннокентий Смоктуновский и Женя Урбанский! Через работу с ними я узнал, что такое кинематограф в профессиональном смысле. Так что мне очень повезло. Это было очень давно – 59-й год!

Мы снимались в Туве, в Тайге, в 150 километрах от города Кызыл. Как-то мы остановились на 3 дня в этом городе. В кинотеатрах там почему-то везде шел фильм «Коммунист» с Женей Урбанским. Я не видел этот фильм и мы решили с Женей на него сходить. Мы с ним пошли в маленький кинотеатрик, и он мне страшно мешал смотреть: «Вот-вот смотри сейчас, а здесь, а вот так…» А незадолго до конца вообще не дал досмотреть и потащил меня из зала со словами: «Вот сейчас все встанут, свет включат, а я тут сам себя сижу смотрю…».

Как было сниматься с отцом?

Хорошо! :) Понимаете, для меня это тоже была школа. Потому что отец всячески оттягивал меня от актерской профессии. Я не был тем мальчиком, которого дома, когда собираются гости, ставят на табуретку, и мальчик читает стихи. Меня оттаскивали от актерства. Я рисовал с удовольствием, и вот здесь они меня поддерживали. Это потом я выяснил, что мои родители, отец прежде всего, боялись фамильной инерции. Дед – актер, отец – знаменитый актер, сын – тоже актер? А если не хватит способностей? Если актерская жизнь моя не будет ладиться? И кого в этом винить? Вот эта инерция была опасной. Поэтому меня поощряли в художественной профессии.

Я узнал случайно, что в Щукинском училище есть постановочный факультет, куда я и устремился. Оказалось, что в том году на него не было приема. И я решил сдавать актерские экзамены. И я сдал. И поставил отца перед фактом. Отец позвонил своему другу еще с юных лет Рубену Николаевичу Симонову, художественному руководителю театра Вахтангова, и сказал: «Рубен, Васька говорит, что поступил к тебе в училище. Я тебя прошу – прослушай его. И если у него нет актерских способностей, гони в шею!» И вот с таким напутствием я явился в назначенный день в кабинет Рубена Николаевича. В этом кабинете сидели человек семь ведущих артистов театра Вахтангова, начиная с директора Андрея Львовича Абрикосова. И меня стали гонять по русской поэзии. Слава богу, что я очень люблю поэзию и у меня очень хорошая память. Я до сих пор знаю очень много стихов. Меня гоняли полтора часа. Потом сказали: «Свободен!» И я пошел домой, где отец мне сказал: «Рубен звонил. Говорит, что ты на правильном пути!»

Сейчас очень много актеров на платных факультетах. Раньше поступали единицы, а теперь почти все желающие…

Но ведь из всех потом лишь 4-5 займут достойное место в профессии… Актёрская профессия очень жестокая, требующая определенного характера, больших душевных сил, ежедневного, ежеминутного, ежемгновенного самокотроля. Это только легенда существует, что актеры –это пьяницы и кутилы. Это говорят люди, которые понятия не имеют об актерской профессии. Актер не может пить! Потому что профессия основана на напряженном самоконтроле. Это очень похоже на вождение автомобиля. Человек, который пьяным садится за руль, думает, что он прекрасно едет, но кончается все аварией. То же самое и в актерской профессии. Как во всяком правиле, есть редкие исключения, но эти исключения только подтверждают это правило.

Вообще легенды, которые ходят про нас, кошмарные: пьют, разводятся, сходятся… Нас путают с шоу-бизнесом. У большинства хороших актеров замечательные семьи, замечательные жены.

А вы помните, какие слова вам сказали, когда вручили орден Британской Империи за Шерлока Холмса?

Орден Британской Империи королева вручает только британским подданным и главам других государств. Если вы не глава государства или британский подданный, то орден вручается в посольстве.

Был гигантский прием, где огласили указ Её Величества. А потом в день рождения королевы в июне было вручение. Ко мне подбегали и говорили: «Сейчас дождь пойдёт, я вас очень прошу мистер Ливанов в ответном слове, если возможно покороче!»

И вот действительно пошел дождь. Послу держали огромный зонт, он вручил мне орден. Энтони Брентон звали посла. И, когда мне для ответа поднесли микрофон, я сказал: «Боже, храни Королеву и великое русское искусство!»

А вообще в кинематографическом мире, кроме британских подданных, этим орденом награждены всего три человека: Стивен Спилберг, Элизабет Тейлор и ваш покорный слуга.

Как вы относитесь к многочисленным Шерлокам Холмсам в наше время?

Ну я много видел Шерлок Холмсов… Слава богу, уже после того, как сам сыграл.

Как вы оцениваете уровень продукции современного отечественного кинематографа? От провального до гениального? Какие последние фильмы вы считаете заслуживающими внимания?

Для меня современная кинопродукция – это бесконечные сериалы с одним и тем же набором артистов и бесконечными блондинками. Я не вижу ни одной выдающейся актрисы. Ни одной. Среди актеров есть профессионалы, есть молодые и талантливые. Но, в общем, очень плохая режиссура и слабые сценарии. И что делается с актерами? Они находятся в предлагаемых обстоятельствах. Актерская игра на уровне второго курса. Я не вижу таких актерских работ, которые становятся событием, что в моем поколении точно было. Это беда.

На меня большое впечатление произвел фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Это совершенно новая современная точка зрения на войну. Этот фильм мог родиться только сегодня. Ведь как современный человек может рассказать о войне? Он же через нее не прошел, не прочувствовал? Но Карен нашел невероятный ход, он очень талантливый. Этот фильм очень многое раскрывает для современного русского молодого человека.

У вас огромный блок в творчестве занимает мультипликация. Что для вас в вашем творчестве мультипликация? И как вам ситуация с современной мультипликацией?

Я проработал 6 лет на «Союзмультфильме» как сценарист, режиссер и актер. Это было потрясающее время. Это время соединило основоположников советской мультипликации, следующее поколение и нас, молодых. Это были годы счастья, годы абсолютного студийного взаимопонимания.

Была в то время одна женщина, редактор в студии, она все время говорила: «В маленьком фильме для детей должна быть одна маленькая мысль». Но маленькая мысль у нас не получалась, получалась большая мысль и большие чувства.

Из современной мультипликации ушла человечность. Ведь когда художники делают персонажа своими руками, они извлекают его из своей души. Или куклу он делает, она же потом живет!..

Я когда-то просидел целый вечер в квартире Сергея Владимировича Образцова. В журнале «Детская литература» мне заказали написать статью про Образцова к его юбилею. И я написал, что Образцов в искусстве – он работник по системе Станиславского. Он мне позвонил, пригласил и сказал, что о нем так точно никто никогда не писал. И мы целый вечер проговорили. И я его спросил: «Вы ведь прошли огромный путь в искусстве. А враги у вас есть? Вы их знаете?» Он ответил: «Некоторых знаю. Но они мне ничего не могут сделать. Потому что вот они (и обвел пальцем комнату, где на подоконниках, на полках, на креслах сидели разные куклы), они никогда не дадут меня в обиду!» Я даже сейчас это рассказываю, а у меня мурашки по спине бегут.

А сейчас живые чувства ушли из мультипликации.

Образцова охраняли куклы, а кто вас?

Ангел-хранитель, жена любимая и мои друзья.

Вы рисовали, снимали, снимались, озвучивали мультфильмы. А чем все-таки больше нравилось заниматься?

Есть люди, которые считают, что талант – это их личная заслуга. Талант – это не заслуга, талант – от Бога. Он дается человеку как алмаз. А твое дело – его огранить, превратить в бриллиант. И чем больше на нем граней, тем заслуга выше. Вот грани на алмазе – это уже твоя заслуга. Я считаю в любом искусстве законы одни и те же, будь то актерство, живопись, музыка, литература, только средства выражения разные. Поэтому я не могу сказать, что я люблю что-то больше.

Вместо завершения

Когда-то во время войны с Афганистаном на киностудию, где я снимался, приехали трое мужчин из какого-то ЦК Комсомола или что-то типа того. Они сказали, что раненные в бою афганцы в госпитале потребовали, чтобы меня туда привезли. Прервали съемку, я сел в машину и поехал с этими людьми куда-то под Москву. Приехали в госпиталь, в актовом зале – перебинтованные люди… Я вышел на маленькую сценку, рассказал о кино, о том, что нового в кино… Вдруг один из зала спрашивает с места: «Это вы хорошо про кино рассказали. А как вы к нам относитесь?» Я сказал: «Вы своим мужеством закрыли огромную ошибку своей страны». И они стали подниматься, а я разревелся. Я и сейчас плачу. И вот если у нас молодежь такая, то дай им Бог и нашей Родине России счастья.

Tags: интервью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments